ПЕЛАГЕЯ  ИВАНОВНА  СЧЕТОВА (ФРОЛОВА)

(май 1896г.  - ноябрь 1965г.) 

 

     Пелагея Ивановна родилась в крестьянской семье в деревне Малышево Бронницкого уезда Салтыковской волости (Московская область). Отец ее Иван Михайлович держал в Москве извоз. Дома он бывал редко, поэтому всё крестьянское хозяйство и дом держались на его жене Марфе Андреевне,  шестерых дочерях и сыне. Пелагея была старшей. Так что она с детских лет была приучена к труду: работала на огороде и в поле, готовила, заботилась о младших, вязала, ухаживала за скотиной. Был у нее и свой талант - плела крючком кружево. Как старшая сестра, используя этот талант, готовила приданое своим сестрам - вывязывала подзоры, покрывала, накидки на подушки, скатерти.

       В юные годы Пелагея влюбилась в односельчанина. Чувство было взаимным. Молодые официально считались женихом и невестой. Но началась Певая мировая война. Жениха взяли в армию. Вскоре он попал на фронт и пропал без вести.  1917 год - революция, затем Гражданская война. Годы шли, а вестей о любимом не было. По тем временам Пелагея считалась уже "перестарком" и практически не имела шансов выйти замуж: подросли новые невесты, а женихов после всех катоклизмов в России катострофически не хватало. И тут старший брат пропавшего жениха Сергей Ильич Счетов посчитал своим долгом взять Пелагею в жены.  Он был на 10 лет старше жены.  У супругов родилось четверо детей. Двое мальчиков умерли в младеньческом возрасте. Первые годы замужества Пелагея с дочерьми Марией (1921г.р.) и Валентиной (1925г.р.) жили в деревне время от времени наведоваясь к мужу в Москву, где он работал в мастерской мраморщиков. Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, Пелагея переехала в Москву на постоянное жительство. У мужа к тому времени появилась своя комната в коммунальной квартире в Серебреническом переулке. Пелагея верховодила в семье и сама принимала решения по всем житейским вопросам. Муж был лишь исполнителем этих решений.

      Пелагея, как и все ее сестры, имела хороший голос и очень любила петь. Приехав в Москву, она пришла в хор Яркова, в котором до этого пели трое ее сестер Александра, Мария и Антонина. В хоре Пелагея проработала 13 лет с 1928 по 1941 годы. По ее воспоминаниям в те годы в Москве было два народных хора - Яркова и Пятницкого. Эти хоры пели на радио, много выступали, в т.ч. в Кремлевском и Большом театрах. На радио записи тогда не было, выступали в прямом эфире, что требовало высокого уровня исполнения и дисциплинированности. На территории Кремля  хористы видели многих видных деятелей того времени: М.И.Калинина, Н.К.Крупскую, А.М.Горького, пролетарского поэта Демьяна Бедного и др. Перед войной была записана пластинка хора. Прослушивая теперь эту несовершенную запись, трудно разобрать слова, но общее представление о том, как звучал хор, вполне возможно. В последующие годы, в том числе после войны, эта запись часто звучала на радио. Особенностью хора было то, что Ярков собирал песни Московской губернии и сохранял её исполнительские традиции. Единого костюма у хористов тогда не было. Давалась общая установка, как он должен выглядеть. Каждый сам покупал материал и шил свой наряд. Те, кто имели в этом деле навыки, делали выкройки, остальные их перерисовывали. На стене в комнате Пелагеи висела  большая фотография хора как раз в таких самодельных костюмах. К сожалению, эта дорогая для семьи фотография пропала. Пелагея Ивановна рассказывала о 22 июня 1941 года - начале войны. О репетициях и выступлениях хористы знали заранее. У большинства из них домашних телефонов не было, поэтому в экстренных случаях за ними приезжал автобус. В последний период перед войной атмосфера в Москве была тревожной. Вслух слово "война" не произносилось, но в семейном кругу разговоры об этом были, хотя и представлялось это в некой туманной перспективе... В тот день за Пелагеей рано утром приехал автобус уже наполненный другими участниками хора. Поехали на радио. Там полно народу. Тревожная, нервная обстановка. Шепотом говорят о том, что началась война. Все в растеренности. Сменяя друг друга, выступают чтецы, певцы, хоры. И так до официального объявления о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Тут женщины дали волю эмоциям: рыдания, причетания... Но надо было работать дальше. И так все первые дни войны. А потом, когда фашисты продвинулись вглубь страны, многих мобилизовали на трудфронт. Пелагея Ивановна оказалась на военном заводе, который выпускал снаряды. Она набивала опоки землей. Тяжелый воздух в цехе не замедлил сказатся на больных с юных лет легких. Пелагея Ивановна в тяжелом состоянии попала в больницу. От дальнейшей работы на заводе ее освободили, но и в хор по состоянию здоровья она вернутся не смогла. Для неё это было тяжёлым ударом. Больше Пелагея Ивановна уже не работала. После смерти Яркова на его место оказалось несколько претендентов. Начались распри. В результате хор распался. Часть его влилась в хор Пятницкого, который и стал эталоном исполнения русской народной песни и завоевал всемирную известность. Другая часть перешла в хор Всесоюзного радио.  

     До революции об образовании дочерей в крестьянских семьях не помышляли. Если поучились в церковно-приходской школе, хорошо. Поэтому Пелагея была малограмотной. Уже приехав в Москву, работая, имея двоих детей она закончила курсы ликбеза. Училась старательно, с удовольствием. Считала это для себя большим счастьем. Книга стала неотъемлемой частью ее жизни. Читала Пелагея Ивановна каждую свободную минуту. Особенно ей нравились исторические романы. Любимые книги: "Петр 1", "Хождение по мукам", "Девки", "Князь Серебряный", "В лесах и на горах" и др. Также с удовольствием ходила в кино (кинотеатры: "Эрмитаж", теперь это театр "Современник"; "Знамя", теперь это к/т ""Иллюзион" в высотном доме на Котельнической набережной, "Ударник"). Были и любимые места для прогулок - Александровский сад, территория Кремля с посещением соборов (после того, как был открыт туда доступ), сквер на пл. Ногина (теперь Славянская пл.).

      Пелагея Ивановна была верующим человеком. До войны посещала храм Троицы в Серебрениках, а после его закрытия - храм Петра и Павла в Петропавловском переулке. Ее приглашали петь в церковный хор, но от постоянной работы в нем она отказалась по состоянию здоровья. Но ее всегда были рады там видеть, когда она могла принять участие в службе от начала до конца. А вот в хоре прихожан она пела постоянно. Но вера ее была скорее на уровне эмоциональном, а не основанной на глубоком знании Священного писания. Наверное, Пелагея Ивановна интуитивно сознавала это и хотела почитать Библию. Но в те времена книгу эту заполучить было практически невозможно.

      Пелагея Ивановна была беспредельно предана своим дочерям и внукам, отдавая им душевное тепло, свои силы, поддерживая в трудные минуты. Была у нее любимая присказка из популярной в 50-ые годы песни: "Счастье для всякого не одинаково - надо понимать".

     Хотя Пелагея Ивановна была очень больным человеком, никогда не выставляла своё недомогание напоказ. Даже лекарства старалась принимать незаметно. Только в последний год жизни позволяла себе прилечь среди дня или отложить на потом какие-то дела. К врачам обращаться не любила, но за год до смерти попала в больницу. К сожалению, диагноз был поставлен неверный.

     Отличительной чертой Пелагеи Ивановны было гостеприимство.  Она всегда была рада гостям. Тут всё было по русской традиции - "Всё, что есть в печи, всё на стол мечи". А в гостях недостатка не было - сёстры, племянники, тётки. Но особенно была рада, конечно, внукам - Гале и Косте (детям Марии), Лене (дочери Валентины). Последним её гостем был племянник Владимир, сын сестры Веры. Это произошло 7 ноября 1965 года, за несколько дней до кончины. Хотя Пелагея Ивановна уже почти не вставала с постели, она всё-таки поднялась и не только накрыла стол, но и затеяла печь пироги. Пироги она пекла необыкновенно вкусные. Но тут они не очень-то удались. Пелагея Ивановна очень расстроилась по этому поводу и говорила, что они получились "какими-то кляклыми".

     Похоронена Пелагея Ивановна на Котляковском кладбище вместе с мужем, который пережил её только на девять месяцев, и дочерью Валентиной.         

   Страницу  про  свою  бабушку  Пелагею  Счетову подготовила  Галина   Малюта